О героических страницах Второй мировой знают все: на экраны один за другим выходили патриотические фильмы, а участие населения в войне преподносилось советской властью как единый подвиг во имя Родины. Но были и другие стороны войны, малоизвестные и сознательно замалчиваемые. Одна из них – жизнь в эвакуации. В июне 1941 года миллионы людей – украинцев, россиян, белорусов - не собравшись, не простившись, в один день сорвутся с места и отправятся за тысячи километров от войны – на восток. Они уедут в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Сибирь, на Урал и превратятся в особую общность – эвакуированное население, или "перемещенные лица". То есть – не свои и не чужие. А их возвращение домой растянется более чем на полвека - до сих пор в программу "Жди меня" продолжают приходить письма с пометкой: "Отстал от поезда в сорок втором"…
Какой она была – жизнь среди своих, но таких непохожих между собой - по религии, культуре, мировосприятию и даже на бытовом уровне – братских народов? Документалистам "Интера" пришлось по крупицам воссоздавать картину тех далеких и трагических событий, память о которых сохранилась только в свидетельствах очевидцев. Результатом огромного исследования стал 4-серийный документальный проект "Война и мир: эвакуация", который является продолжением 8-серийного фильма "Война и мир: оккупация", получившего в 2007 году премию "Телетриумф" в номинации "Документальное кино".
В первой серии под символическим названием "Бег" авторы фильма покажут зрителю, какой была дорога на Восток, и что на самом деле представлял собой процесс эвакуации. Страна, которая жила по пятилетним планам, не имела совершенно никакого плана эвакуации на случай вторжения врага. То, что происходило, очевидцы называют не иначе, как паническое бегство, исход. Уходили кто как мог - проселочными дорогами, бросив все нажитое. В Беларуси бомбежка случилась на второй день войны, какая уж тут эвакуация? В Киеве в первые дни войны еще никто не верил, что город может быть оставлен, а к концу июня в железнодорожных кассах в Ботаническом саду уже стояли многотысячные очереди. Но уехать могли далеко не все: в первую очередь увозили людей с организациями – заводами, фабриками, театрами. Железные дороги были перегружены, а тех, кто создавал пробки, советская власть приказывала расстреливать на месте. Страна бежала на восток, не зная, что ждет впереди. Главное было – добраться.
Создатели фильма также побывали в бункере Сталина в Самаре – уникальном подземном убежище, где можно было находиться без еды, воды и доступа воздуха 24 часа в сутки, и даже предусматривалась очистка воздуха на случай химической атаки.
Оставить комментарий Комментарии (7)