Во время съемок фильма "Петр Лещенко" Хабенский "подглядывал" за Стебуновым

11 октября 2013 | 16:31

В ресторане на севере Москвы на сцену выходит Константин Хабенский в шляпе и начинает петь: "Моя Марусечка..." Массовка усердно пыхтит "Беломором", в бокалах на столах — имитирующий шампанское "Дюшес". Через несколько минут бокалы полетят на пол вместе с лампами и тарелками, потому что начнется драка. Так снимали "Петра Лещенко" — телефильм о тяжелой судьбе популярного певца 1930—1940-х годов.

Судьба забрасывала артиста Лещенко в разные города и страны. Он родился в 1898 году неподалеку от Одессы, в графе «отец» значилось "незаконнорожденный". Затем его мать переехала в Кишинев, где маленький Петр впервые попал в церковный хор. В сериале Владимира Котта расскажут о всех значительных вехах жизни артиста: детстве и молодости, сражениях в Первой мировой войне, начале карьеры и встрече в Париже с первой женой Закитт, об успехе, гастролях в оккупированной Одессе, встрече с Верой Белоусовой и трагической смерти в тюрьме Румынии в 1954 году.

"Я себе дал обещание, что сериалы снимать не буду, - рассказывает режиссер картины Владимир Котт. - Но как только прочитал этот сценарий, на следующий же день позвонил продюсерам и сказал "да". Меня зацепило, а когда тебя цепляет, ты делаешь. Очень странное ощущение - снимать по сценарию человека, который недавно ушел из жизни. Неожиданно возникает гораздо большая ответственность".

Сценарий к Петру Лещенко написал Эдуард Володарский. Сам он в одном из последних интервью рассказывал, что песни Петра Лещенко знал с детства.

"Мы во дворах пели: "Я тоскую по родине, по родной стороне моей". Я много о нем прочитал, но судьбу сочинил сам... Во что я мало верю, так это в Хабенского, которого предложили на главную роль. При всем моем уважении. В нашем доперестроечном кино были лица, которые ни с кем не спутаешь. А теперь..."

Кстати, играет Лещенко не один лишь Хабенский. Молодого певца сыграл Иван Стебунов. Причем вышло так, что именно он задал тон образу героя.

"Получилось так, что мы сначала снимали Ваню, и уже Константин копировал его пластику, манеру петь. Мы какие-то вещи повторяем, в отношениях Лещенко к женщинам, например. При этом Ваня жутко волновался. Была очень трогательная сценка, как Константин подсматривает у монитора, как ходит Ваня", - вспоминает Котт.

Снова звучит команда: "Актеры массовых сцен, закуриваем! Все, кто курил в предыдущем кадре, должны курить!" Массовке раздают новую порцию папирос. Это "Беломор" - чтобы аутентично смотрелось. Актеры вздыхают и закуривают. Снимают следующий кадр: услышав дебошира, Петр Лещенко берет в руки гитару и на мотив "Очи черные" сочиняет про немца издевательскую песенку. Играющий офицера Юрий Анпилогов натурально становится пунцовым, сжимает в руках пистолет и наставляет его на приближающегося Лещенко. Публика хлопает в такт песне.

"Это история человека, который на протяжении всего времени не изменял себе. На сломе эпох, во время революции, эмиграции, Гражданской войны, Второй мировой войны он не изменял себе. Он пел свои вроде бы пошлые патефонные песенки, но они трогали сердца людей. Это сейчас странно звучит, но его песни действительно объединяли людей разных стран и сословий. И белогвардейцы, и красноармейцы, и офицеры Советской армии, и румыны, и немцы — кто бы его ни слушал, песни доходили до сердца и заставляли сопереживать. Он не следовал за модой", — делится Владимир Котт.

За фортепиано сидит лучший друг Петра Лещенко и с опаской наблюдает за происходящим. Его играет Сергей Фролов, которому ради роли пришлось вспомнить мучительные часы общего фортепиано в музыкальной школе и консерватории, а также отказаться от принципа не музицировать в кадре. Фролов — потомственный гобоист, его отец 25 лет играл в оркестре Большого театра. Но после того как стал актером, играть на музыкальных инструментах в кадре отказывается. Из уважения к профессии.

"Его зовут Жорж Ипсиланти, он грек. Он руководитель оркестра Лещенко, а до того как собрался оркестр, он был личным концертмейстером Петра. Мультиинструменталист, первый муж Аллы Баяновой. Он настолько его лучший друг, что все разбитные шутки Лещенко помогал гасить. С балконов, убегая от поклонниц, мы в фильме прыгаем. В сценарии, кстати, его назвали Трифанидис, придумали вымышленную фамилию, более благозвучную", - рассказывает о своем персонаже Фролов.

На фортепиано стоит подсвечник, свечи за время съемок уже сгорели наполовину. Рядом сидят каскадеры, готовясь к сцене драки. Их коллеги в мундирах сидят за столами, готовые броситься в бой, как только русский офицер "ударит" немца с пистолетом. Девушки тоже наготове: им придется резво отпрыгнуть к стенке.

Кстати, о девушках. "Эту историю можно было бы назвать "Петр Лещенко и его женщины", - говорит Владимир Котт. - С одной стороны, он был очень любвеобилен, с другой - все его женщины были похожи друг на друга. Все были брюнетками с большими носами. Он всегда искал в них прекрасную незнакомку из детства, свою первую любовь".

Съемочный день достигает кульминации. Снимают ту самую сцену массовой драки. Слышен звон разбитых тарелок - реквизиторы заранее приготовили запасные комплекты. Переворачивается стол, каскадеры в офицерской форме падают в салаты, винегрет стекает по спине. Несколько мгновений — и все закончилось. Реквизиторы прибегают с чистыми скатертями и новыми тарелками, костюмеры смывают винегрет с мундиров. Новый дубль: Константин Хабенский снова берет в руки гитару и поет, приближаясь к немцу, издевательскую песенку.

"Петр Лещенко" ни в коем случае не будет мюзиклом, заверяет Котт. Песни будут звучать (причем в исполнении самих актеров — Хабенского и Стебунова), но скорее фоном, чем отдельными номерами. У каждой песни будет свое решение, но вовсе не обязательно визуальное, а скорее драматическое. Так что не стоит ожидать музыкальную ленту. В финале истории Петра Лещенко, который остался в Румынии, отказавшись от возвращения в СССР, заберут в тюрьму, где он скончается. Но это будет светлая смерть, обнадеживает Котт. Мрачного финала не будет.

Премьера картины состоится в ближайший понедельник, 14 октября, в 20:30 на телеканале "Интер".

Оставить комментарий Комментарии (1)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин
Пароль

Я посмотрела фильм с огромным удовольствием. Очень правильно, что песни Петра Лещенко исполняют наши актеры. Тем более, что играют они прекрасно. Так что песни знаменитого шансонье ничуть не утратили своей прелести. На мой взгляд, этот фильм открыл еще одну сторону дарования Ивана Стебунова и Константина Хабенского. Последний меня особенно поразил именно в музыкальных номерах. Браво!!

yu-mi 04.11.2013, 15:40 ответить

Спецпроекты